Краткая справка по ToonJoy Animatics.

Более подробное раскрытие функций и возможностей работы с анимацией в ToonJoy находится в разделе уроки. Ниже представлено базовое руководство по работе с программой, которое будет обновляться вместе с выходом новых версий ToonJoy.

  1. Какую версию Toonjoy мне скачать?
  2. Установка программы.
  3. До начала работы (!).
  4. Панель инструментов.
  5. Панели настройки проекта. Основная панель.
  6. Панели настройки проекта. Боковая панель.
  7. Библиотека картинок.
  8. Таймлайн.
  9. Панель действий с кадром.



Какую версию ToonJoy мне скачать?
Если у вас 64х разрядная Windows 10 — скачивайте ToonJoy Win 10 64 bit. Во всех остальных случаях скачивайте ToonJoy Win 8.1 32 bit. Обратите внимание, что программа не работает на версиях Windows старше 8.1. Чтобы узнать какая у вас операционная система, кликните правой кнопкой мыши на ярлыке «Мой компьютер (Этот компьютер)», в выпадающем меню выберите «свойства», откроется окно с информацией о разрядности (32/64 бит) и номером версии Windows.




Установка программы.
При установке ToonJoy вам необходимо согласиться с условиями использования и следовать инструкциям установщика (нажимать «Да» и «Далее»). Не рекомендуется менять путь установки программы и папку хранения ваших проектов. Если ToonJoy используется на компьютере разными пользователями — её нужно устанавливать каждому отдельно (это необходимо для получения прав создания пользовательских папок и записи проектов), при этом занимаемое программой место не увеличивается, только создаются отдельные папки проектов для разных пользователей.




До начала работы (!)
Необходимо запомнить некоторые нормы и правила для корректной и удобной работы в программе:
• храните проекты анимации и папки с изображениями/звуками в предложенной по умолчанию папке (путь к папке: Мой компьютер/Документы/tja_lib/…). Не исключено, что на вашем компьютере в других папках у программы не будет прав записи файлов и она не сможет сохранить/экспортировать вашу анимацию. А так же при переносе файлов уже созданного проекта ToonJoy не сможет найти эти файлы.
• не удаляйте папки tja_lib и ren. Если программа не имеет достаточных прав для восстановления этих папок, она будет аварийно завершаться.
• при рендеринге секвенций и видео, ToonJoy автоматически дает новое название секвенции/видео во избежании случайного стирания предыдущих версий. Не забывайте периодически удалять те версии секвенций и видео, которые вам точно не понадобятся.
• программа работает с марионетками собираемыми исключительно из файлов формата PNG (с прозрачностью). Используйте картинки соразмерные рабочей области (кадру), избегайте загрузки больших изображений и сжатия их инструментом масштабирования, это будет излишне нагружать оперативную память и процессор компьютера.




Панель инструментов.
Основная панель.

Перетаскивается за верхнюю (левую) область в любое место, притягивается к краям окна программы.

Инструмент переключения в режим настроек проекта.

Инструменты на панели сменяются на:

И открывается панель настроек проекта:


Инструмент библиотека картинок.

Добавление картинок в рабочую область происходит простым перетаскиванием. Допускается перетаскивание напрямую из файлового менеджера системы, но не рекомендуется. Добавление изображений в марионетку происходит только в первом кадре (конструкторе), независимо от положения каретки на таймлайне — она автоматически перейдет в самый первый кадр.
Если навести курсор на объект находящийся на сцене — появится иконка:

Левый клик по этой иконке удалит картинку со сцены (если у нее нет привязанных дочерних картинок).

Инструмент управления марионеткой.

Анимируется.
Зажатие левой кнопки мыши на объекте и движение — перемещает объект.
Зажатие правой кнопки и движение — вращает объект.
Двойной клик на объекте — открывает библиотеку для смены картинки. Это действие анимируется и подходит для липсинга.

Инструмент сборки марионетки.

Анимируется.
Порядок действий:
1. Правый клик на объекте выбирает его как дочерний и подсвечивает зеленым.
2. ЛЕВЫЙ клик на другом объекте привязывает к нему ранее выбранный дочерний объект.
При наведении мышки, синим подсвечивается связанная группа объектов. Родительский объект выделяется значком
Двойной клик по объекту отвязывает его от родителя.

Инструмент центрирования и глубины.

Анимируется.
Левый клик по объекту определяет новый центр вращения в положении курсора. Обозначается таким значком, появляется при наведении курсора.
Правый клик и движение мыши вверх или вниз, перемещает его НАД или ПОД другие объекты. Если объект является родительским, то для смещения его НАД/ПОД дочерними необходимо смещать дочерние объекты. Стоит учитывать, что при загрузке на сцену, объекты (картинки) автоматически получают уровни глубины от 0 и по возрастанию. Если объект находится на уровне 0, то ниже его не переместить, можно только поднимать.
Двойной клик сбрасывает глубину объекта в начальное состояние.

Инструмент обзора.

НЕ анимируется, предназначен для удобства работы.
Левый клик на сцене и движение — перемещение обзора рабочей области, если рамки кадра выходят за границы окна программы.
Правый клик на сцене и движение вправо/влево — приближение/отдаление обзора сцены.
Двойной клик по сцене — сброс обзора в начальное состояние.

Инструмент видимости.

Анимируется.
При выборе этого инструмента все невидимые объекты на сцене становятся полупрозрачными.
Левый клик — делает объект невидимым/прозрачным.
Правый клик — возвращает видимость объекта.
Двойной клик — не задействован.

Инструмент блокировки.

НЕ анимируется, предназначен для удобства работы.
Левый клик — блокирует объект, делает его серым и не восприимчивым к другим инструментам (если объект привязан к родителю, то независимо от блокировки он будет перемещаться/вращаться вместе с родителем).
Правый клик — снимает блокировку.
Двойной клик — не задействован.

Инструмент масштабирования.

Анимируется.
Левый клик и движение вверх/вниз — увеличивает/уменьшает объект.
Правый клик — зеркально переворачивает объект.
Двойной клик — восстанавливает исходное положение переворота и масштаба.

Инструмент подсветки (онионов).

Включает/выключает просвет 2-х предыдущих (красным) и 2-х последующих (зеленым) кадров.

Инструмент проигрывания анимации.

Включает/выключает воспроизведение анимации. Анимация воспроизводится циклично повторяясь от первого до последнего ключевого кадра. Так же старт/стоп анимации можно произвести клавишей «ПРОБЕЛ».

Вызов справки.

При нажатии открывает в браузере эту справочную страницу.




Панели настройки проекта. Основная панель.
Тулбар.

Открывается при нажатии кнопки смены режимов в основной панели инструментов.

Переключение в режим редактирования.

Переключает тулбар на основной набор инструментов, скрывает боковую панель и переводит программу в режим создания анимации и марионеток.

Новый проект.

Удаляет все содержимое текущего проекта и позволяет начать работу с нуля.

Открыть проект.

Загружает в программу проект в формате TJP.

Сохранить проект.

Сохраняет текущий проект в формате TJP. Во избежании случайной перезаписи проектов с одинаковыми именами, ведет себя аналогично «сохранить как…», предлагая пользователю выбрать название сохраняемого файла и в случае если файл с таким именем уже существует, запросит подтверждение действия.




Панели настройки проекта. Боковая панель.
Боковая панель.

Открывается при включении режима настроек проекта. Рекомендуется настраивать проект до начала работы с марионетками и анимацией.

Название.

Поле редактируется, здесь вы можете сразу написать название вашего будущего анимационного проекта.

Формат и размер кадра.

Переключает размер сцены в заданные форматы (размеры в пикселях). Размеры предустановлены и включают самые востребованные: для старых форматов кадра, для широкого формата, вертикальный формат для смартфонов и квадратный.

Кадры в секунду. Скорость воспроизведения.

Ползунок позволяет задать скорость воспроизведения анимации (FPS) от 4-х кадров в секунду, до 30-ти. То есть от скорости быстрого слайдшоу, до плавных движений.

Режим экспорта секвенции PNG.

Задает режим экспорта в виде секвенции/набора картинок в формате PNG. Вся ваша анимация будет экспортирована в упорядоченную последовательность картинок-кадров. Этот режим рекомендуется использовать для последующего монтажа мультика в сторонних монтажных программах. Если в вашей анимации не было загружено фоновое изображение, то фон секвенции будет прозрачным. Это удобно при создании сложных многослойных мультфильмов. Звуки в этом режиме не экспортируются.

Режим экспорта видео.

В этом режиме ваша анимация будет собрана в видеофайл формата MP4. При этом звуки загруженные в таймлайн так же будут экспортированы в видео и синхронизированы с кадрами. Такой режим рекомендуется при создании простых и коротких анимаций/сцен, не требующих многослойного монтажа.

Запуск экспорта анимации.

При нажатии на эту кнопку начнется рендеринг (экспорт) вашей анимации в выбранном режиме. Под вышеописанными инструментами появится зеленый индикатор, отображающий процесс экспорта в процентах. Секвенции и видеофайлы экспортируются в папку «ren», упомянутую в пункте 3. Программа сама назначает уникальное имя папки с секвенцией или видеофайла используя название проекта и текущие дату и время. Этот способ именования предназначен для сохранения разных версий анимации, в последствии вы сможете выбрать, что переименовать, а что удалить.




Библиотека картинок.

Открывается в боковой панели при использовании инструментов загрузки и замены изображения/объекта.
В режиме загрузки изображения на сцену в первом кадре-конструкторе, достаточно перетащить нужную картинку из библиотеки в рабочую область.
В режиме замены изображения в процессе анимации — достаточно сделать клик левой кнопкой мыши на нужной картинке.
Выбор диска, возврат в родительскую папку и открытие папок так же производится одинарным нажатием левой кнопкой мыши (по браузерному типу).




Таймлайн.

Располагается в нижней части окна программы, является однослойным, перематывается обычным слайдером (бегунком).
Желтым цветом обозначается 1-й кадр-конструктор.
Белым цветом — каретка воспроизведения или текущий редактируемый кадр.
Серым цветом — кадр в котором не производилось никаких анимационных манипуляций с марионетками или картинками.
Серый с белой точкой — обозначение ключевого кадра (где были произведены какие либо изменения в сцене). Ключи образуются автоматически, когда вы меняете что-то в сцене.
Ярким зелёным — подсвечивается кадр в котором вставлен звук (начало звука).
Тёмным зеленым — кадры с продолжением вставленного звука.

Действия в таймлайне.
При наведении курсора на кадр появляется всплывающая подсказка, если к кадру сделана заметка (п.9)
Левый клик мышкой по кадру — переводит каретку на выбранный кадр и манипуляции со сценой производятся в этом кадре.
Левый клик и движение вправо/влево по кадрам — прокрутка анимации кадрах.
Правый клик — удаление ключевого кадра. Состояние сцены в этом кадре принимает состояние ближайшего предыдущего ключевого кадра. Звук при этом не удаляется.
Двойной клик по кадру — открывает боковую панель действий с кадром.
Обратите внимание! Анимация воспроизводится и экспортируется с 1-го по последний ключевой кадр.




Панель действий с кадром.

Открывается при двойном клике левой кнопкой мышки по кадру на таймлайне. Показывает номер текущего/редактируемого кадра, название звука (если вставлен), кнопки вставки/удаления звука, копирования и вставки содержимого в кадре и поле для заметок к кадру.

Вставка звука.

При нажатии на кнопку открывается диалоговое окно для выбора звукового файла и вставки его в текущий кадр. В 1-й кадр-конструктор звук не вставляется (!) . Программа работает только с файлами формата WAV и OGG, но при этом поддерживает импорт и MP3 файлов. При выборе MP3 файла, программа переконвертирует его в формат WAV и сохранит в папке проекта. Помните об этом и не удаляйте переконвертированные WAV файлы.
Функция вставки звука в ToonJoy предназначена для синхронизации событий в ролике с будущим аудиотреком (липсинк и тому подобное), поэтому разбивает звук на фрагменты по продолжительности равные продолжительности отображения кадра. Это позволяет услышать кусочек звука соответствующий кадру, но может давать побочный эффект прерывистого звучания при воспроизведении анимации (на слабых компьютерах). Во время экспорта видео, звук собирается в отдельный трек и прерывистости звучания в итоговом видео уже не будет.
При вставке звука в кадр, предыдущий звук прерывается (если он был в ранее идущих кадрах). В программе запланировано только потоковое одноканальное звучание, совмещение фонового звука/музыки/речи и наложение поверх него других звуковых эффектов — невозможно. Это осуществляется в монтажных программах.
(Тем не менее есть косвенный метод обхода этого ограничения. Если подготовить аудиотрек к анимации заранее и вставить его во 2-й кадр.)

Удаление звука.

Нажатие кнопки удаляет звук из текущего/редактируемого кадра. Обратите внимание, что удаляется именно звуковой файл из кадра подсвеченного ярко зеленым цветом. В кадрах с тёмно зеленой подсветкой звуков нет, они только показывают продолжительность звучания и воспроизводят остаточные фрагменты нарезанного звука. Поэтому в таких кадрах звучание не удаляется. Удалить звучание из темно зеленых кадров можно только удалив звук из кадра в котором он вставлен либо вставив новый звук в таком кадре.

Копирование кадра.

Копирует состояние сцены в текущем кадре в буфер обмена. Если кадр не ключевой — в буфер будет скопировано состояние сцены из ближайшего предыдущего ключевого кадра. Звуки при этом не копируются!

Вставка кадра.

Вставляет скопированное состояние сцены из буфера обмена в текущий кадр. Кадр автоматически становится ключевым.

Заметки к кадру.

В этом поле вы можете написать свой комментарий/заметку к текущему кадру (напоминание, запланированное действие и т.п.). Всё что вы напишете — будет появляться во всплывающей подсказке при наведении курсора на этот кадр в таймлайне. Поэтому не пишите всё одной строкой, разбивайте текст на несколько.
Тем не менее в некоторых случаях удобнее выводить подсказку в одну строку, поэтому авторазбиение на строки не задействовано.
Для заметок действует ограничение объема в 400 символов.